Источник Серафима Саровского: доехать и найти

Желание посетить источник Серафима Саровского возникло уже давно. После того, как случайная попутчица в поезде рассказала мне о том, как она в возрасте девятнадцати лет была при смерти. Уже отказали почки, а тело покрылось волдырями. И вот, пребывая в бреду, ночью возле своей кровати увидела она старика, который посоветовал ей смазывать тело «кисляком» и обещал помочь. Спустя двадцать лет, будучи на экскурсии в монастыре, она снова увидела этого старика. На иконе. Это был Серафим Саровский…

История запала мне в душу, но поездка никак не складывалась. То попутчика было не найти, то времени не было, то холодно, то жарко, то просто лень. И вот совершенно случайно я встретилась с бывшей коллегой, и вместе мы решили, что нужно уехать из душной Москвы на выходные. Отдохнуть и прикоснуться к прекрасному. Насладиться тишиной, попить вкусной воды из источника и встретить на своем пути много открытых и добрых людей. Мы были уверены, что, что если сам Серафим Саровский помогал при жизни людям и продолжает творить чудеса после смерти, то плохих людей мы точно не встретим, а дорога к источнику будет легкой.

источник Серафима Саровскго, Дивеево, Цыганочка, святой источник, целительный источник, Серафим
Серафим Саровский

Москва-Нижний Новгород

Мы с Таней обе классные планировщики, поэтому перед поездкой узнали только, что нужно нам ехать из Москвы в Нижний, а там спросить у любого на вокзале, как добраться до Дивеево. Еще мы заказали заранее хостел в 30 км от Дивеево, потому что ближе уже ничего не было. Итак, мы выехали очень ранним
СТРИЖОМ в Нижний, примерно прикинув, что часов через пять будем в деревне Цыгановка.

На вокзале в Нижнем Новгороде от наших вопросов о Дивеево и Серафиме все делали круглые глаза и немного отскакивали в сторону. Целый час мы ходили по привокзальной площади в надежде увидеть хоть какой-нибудь рейсовый автобус в нужном нам направлении. «Если еще минут через тридцать ничего не узнаем, то вернемся домой», – твердо решили мы. И здесь на помощь пришел полицейский.

Еще двадцать минут мы ехали на другой конец Нижнего на городском автобусе, до торгового центра «Небо», откуда отправляются рейсовые в Дивеево.

Нижний Новгород-Цыгановка

Вполне комфортабельная маршрутка без всяких надписей стояла сбоку торгового центра. Мы на всякий случай еще раза три обошли здание вокруг, спросили у охранников, которые, похоже, были глухонемыми, и отчаявшись найти что-то еще, подошли к водителю маршрутки.

«Довезу до Дивеево», – сказал водитель. «А до Цыгановки оттуда далеко, на чем мы сможем добраться?». «И до Цыгановки довезу, только это будет на пятьсот рублей дороже». Ура! Оставалось совсем немного! Мы купили воды и бананов и снова повеселели.

Однако до нашей деревни нам пришлось ехать часов пять – дорогу ремонтируют, пробки, да и расстояние больше 200 километров.

serafimsarovskii
Источник Серафима Саровского

Цыгановка и ее обитатели

«Приехали, вот ваша Цыгановка», – сказал водитель и высадил нас на перекрестке заросших бурьяном дорог, после большой и красивой заправки. – «А улица дорожная это куда?»

– «Здесь одна улица».

На каменном двухэтажном доме мы увидели вывеску «Чебуречная», все остальные строения напоминали сараи после бомбежки. Чебуречная стояла на улице Дорожной, только вот какой из сараев мог был хостелом, было непонятно.

«Если сейчас за пятнадцать минут не найдем гостевой дом – вызовем uber и поедем в Москву», – хором сказали мы.

В этот момент маленькая злая собака переползла в подкоп под калиткой и набросилась на нас. Тане, которая очень боится собак, досталась огромная кровавая рана, шок и временный паралич ноги на нервной почве.

К счастью, наш хостел находился через дом от места расправы. На доме не было никакой вывески, но был адрес. Наш адрес! Ура!

Было уже пять часов вечера…

Гостевой дом

Гостевой дом был открыт, но там никого не было. Но крайней мере никто не отзывался. Кровь текла из ноги ручьем, Таня плакала, укус синел на глазах.

Так никого не докричавшись, мы вышли на улицу посидеть на скамейке. «Если через десять минут нас не заселят…», – заскрипела зубами я, но тут к нам вышла хранительница хостела, не дав мне закончить угрозу.

Она была заспана и удивлена. Складывалось впечатление, что нас здесь совсем не ждали. Наконец мы заселились и обработали рану.

Сил не было, одиннадцать часов в дороге дали о себе знать. В процессе разговора с отошедшей от сна Еленой выяснилось, что источник Серафима Саровского находится именно в Цыгановке, а не в Дивеево. Ну не прямо вот здесь в Цыгановке, а от деревни около часа пешком по лесу.

Близость тишины и встречи с прекрасным вдохнули в нас новые силы. Бинт на ноге был затянут потуже, из ветки сделан посох, и мы двинулись в путь.

Дорога к источнику

За единственным в деревне заведением общепита – «Чебуречной», находится продуктовый рынок, а за ним начинается дорога к источнику. Дорога асфальтированная, вокруг лес.

Несмотря на стремительно надвигающуюся темноту, машин к источнику ехало много. Машины были с новгородскими, владимирскими, воронежскими и московскими номерами. Мы решили идти прямо, следя за их потоком, в надежде, что нас кто-нибудь подбросит. Спустя метров триста поняли, что люди, направляющиеся к источнику, по всей видимости исключительно добрые, открытые и сострадательные. Возможно, некоторые даже святые. Потому что никто не захотел нам помочь. Ну до мирского ли, когда ты спешишь к святым местам?

Серафим Саровский, святой источник, Дивеево, закат
источник Серафима Саровского

Источник Серафима Саровского

Источник Серафима Саровского расположен на большой территории. Там есть несколько купелей и колодцев для забора воды. А также мостики и просто дорожки для прогулок. Вся территория является Мордовским природоохранным заповедником. Очень тихо, чисто и умиротворенно.

До источника есть несколько магазинов, где вы сможете купить платки, бутыли для воды, свечи, масло и всего по мелочи. Если ваш поход будут таким же «подготовленным», как наш, не волнуйтесь. Небольшая сумма денег поможет вам все исправить.

Итак, преодолев все препятствия, мы попили вкуснейшей ледяной воды, окунули ноги в источник и просидели на ступеньках у воды до тех пор, пока не закатилось солнце. А закаты в этом месте чумовые! Солнце горит огромным желтком, накаляется, а потом начинает растекаться по горизонту, нежно касаясь крон деревьев. Птицы постепенно умолкают, а покой наполняет вас, унося далеко все обидные мелочи, с которыми пришлось встретиться днем.

Обратно мы возвращались с легкостью и благодарностью. По ощущениям шли минут двадцать пять. Спать совсем не хотелось, и мы проболтали, лежа в кроватях, до трех ночи.

В Дивеево на позитиве

Деревенский петух разбудил нас, как и положено рано утром. Бодрость духа по-прежнему была с нами, и мы поспешили покинуть хостел. Нужно было успеть на местную «буханочку», курсирующую от Цыгановки до Дивеево.

Позавтракали в чебуречной, попутно узнав много интересных слов среднерусского говора, перемешанного с воровским арго. Работники рынка тоже пришли позавтракать.

Это был спринтерский прием пищи! Чебурек был проглочен мной совсем горячим, а кофе выпит залпом. И все же насладиться вкусом успела. Чебурек был из тонкого текста и щедро начинен свежим мясом, что снова вернуло позитив в наше путешествие!

Дождавшись нужного автобуса, а точнее, единственного, мы поехали в Дивеево.

Всего за 36 рублей мы сможете почти целый час наслаждаться запахом солярки, грязных сидений и несвежего белья, а также речью местных жителей. Если вы собираете фольклор, то вам крупно повезло! В противном случае, немного потерпите, ведь скоро перед вами предстанут красоты Серафимо-Дивеевского монастыря, и все былые неудобства покажутся мелочью.

Монастырь

Солнце щедро заливало территорию монастыря, купола блестели золотом и синевой, птицы пели настолько громко, что перебивали человеческую речь. Гулять возле монастыря очень приятно. Людей много, но никто не мешает.

Есть у монастыря свои огороды и сады, но вход туда запрещен. Можно посмотреть издалека, все в отличном состоянии, ухожено. Много работников в монастырском одеянии с лопатами, тележками, рассадой. Жизнь кипит, как в отдельном государстве.

Погуляли мы по территории часа полтора и пошли на маршрутку. Пора было ехать обратно в Нижний Новгород.

Дивеево
Церковь в Дивеево

Нижний Новгород-Москва

На вокзале в Нижнем мы снова заблудились и вышли к пригородным поездам. До оправления нашего Стрижа в Москву оставалось 25 минут. Побежали обратно и осилили этот забег.

Сели в поезд, взяли кофе и принялись рассматривать фотографии. «А, прикинь, не успели бы?» – «Ну и что, взяли бы билеты на другой. Зато как отдохнули?! Как здорово, что мы съездили!»

Возвращались в приподнятом настроении. Теперь мы точно знали, как добраться до мест, где жил и исцелял Серафим Саровский. Проверили на себе, что его источник действительно дарит силу, а в чебуречной вкусно готовят. Увидели монастырь, скинули московскую пыль и усталость.

Расставаясь на вокзале в Москве, пообещали друг другу, что будем ездить теперь каждые выходные в уютные и тихие места. По крайней мере пока еще тепло, до наступления осени. Пообещали и утонули в работе. Больше вместе пока никуда не съездили. Иногда, обмениваясь сообщениями, снова планируем. «Может, весной в гости к Есенину?». – «Да, давай! Отличная идея!»