Сегодня весь мир знает знаменитый бренд Smirnoff, частью которого является водка с одноименным названием. Сам бренд Smirnoff входит в британский холдинг Diageo.
А ведь изначально «смирновка» была водкой русской, продукция бренда «Смирнов» поставлялась к императорскому столу, а человек, который «раскрутил» эту марку до мировой известности, имеет крестьянские корни и родом из Мышкинского района Ярославской губернии. Сегодня в Мышкине работает музей водки П.А.Смирнова.
В Музее вам подробно расскажут историю создания и успеха дела Смирнова, покажут, в какие бутылки разливались смирновские напитки, а также угостят настойками по старинным рецептам.
О музее мыши и Мышином Короле читайте в статье «Царь зовет в свои Палаты: куда сходить в Мышкине»
А сейчас коротко о том, как непьющий человек заставил весь мир пить свою алкогольную продукцию и восхищаться ею.
Братья крепостные
В 1811 году к московскому купцу Корчашкину, торговавшему заморскими винами, поступили на службу братья Арсений и Яков Алексеевы (то есть сыновья Алексея) из села Каюрово Мышкинского уезда Ярославской губернии. Они были крепостными и отрабатывали таким образом оброк для своего барина. Такое новшество, в виде подушной подати ввел указом Петр I.
Пять лет спустя отрабатывать оброк к братьям присоединяется младший Иван, благодаря его предпринимательской хватке, удалось не только отдать оброк, но и начать зарабатывать. Вскоре, братья купили себе вольную и получили фамилию Смирновы.
В 1840 году Алексей купил себе лавку по продаже вин на Варварке. Через два года брат Арсений попросил взять в лавку своего 16-летнего сына Якова, а еще четырьмя годами позже в Москву перебрался его младший сын Петр, которому было всего 15 лет. Именно Петр и стал в итоге главным конкурентом Алексея. Он быстро обучался и изучал все особенности вин и искусство их продавать.
В 1860 году по инициативе Петра его отец Арсений Алексеевич вышел из семейного бизнеса и открыл собственную лавку. Таким образом в Москве появилось два Смирнова –с Варварки и с Чугунного моста.
Первый водочный магазин в Москве
В 1863 году Петр Арсеньевич открывает свой первый водочный магазин на Овчинниковской набережной. Он быстро наращивает производства и продажи, благодаря оригинальному подходу к рекламе своей продукции и продвижению бренда. И уже в 1869 году подает прошение о признании его фирмы поставщиком Двора Его Императорского Величества. Прошение было воспринято как дерзость и отклонено.
Первые шаги к мировому признанию
В 1871 году Петр Арсеньевич благодаря своему усердию и успехам в торговле «Смирновской» получает звание купца первой гильдии, а в 1873-м посылает свою продукцию на выставку в Вену. В Вене «смирновка» получает медаль и почетный диплом, что становится первым признанием продукции на мировом рынке.
1875 – привет, Америка
В 1875 году Смирнов отправляет свою продукцию на международную выставку в Филадельфию. Именно здесь смирновская водка получает золотую медаль и, по -настоящему, мировое признание. Эта золотая медаль в скором времени появляется на этикетке бутылки.
Государственный герб на бутылке
В 1877 году Смирнов получает право на своих бутылках размещать государственный герб. Продукция Смирнова берет новые награды и продолжает завоевывать мировые рынки. На парижской выставке 1878 года она обошла даже французов.
К середине 1880-х годов предприниматель был лидером на алкогольном рынке страны, и на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года представительство фирмы получило право на вторичное изображение государственного герба.
Поставщик его Императорского Величества
В 1886 на Нижегородской ярмарке Александр III продегустировал продукцию Смирнова, и предприниматель стал единственным поставщиком Двора Его Величества. В 1886 году Петр Арсеньевич также был удостоен ордена Святого Станислава. Его продукцию также отмечали шведские и испанские короли.
Винная монополия
В 1894 году началось введение винной монополии, которая распространилась и на крепкие напитки. Была введена правительственная, государственная водка – «казенка», которая была гораздо дешевле частной. Уровень продаж у Смирнова упал в 15 раз. Началась проверка всего спиртного, которое было на рынке, в результате чего в продукции Смирнова нашли вредные вещества.
После внедрения государственной монополии Петр Арсеньевич Смирнов управлял предприятием еще три года. Умер он в 1898 году.
Интересные факты
- П.А.Смирнов использовал оригинальные подходы к продвижению своей продукции. Например, на Нижегородской выставке, где его оценил Александр III, водку рекламировали люди, одетые в шкуры медведей. Они зазывали на дегустацию и предлагали отведать по стакану водки.
- Почти для каждого продукта была придумана своя оригинальная бутылка, по которой даже неграмотный мог понять, какой напиток внутри.
- Секрет знаменитой настойки «Нежинская рябина» так и не раскрыт, но по легенде, она изготавливалась из сладкого сорта рябины, который растет только в деревне Невежино. Название деревни в названии настойки было засекречено специально, чтобы конкуренты не пронюхади и искали этот сорт в другом месте. В 1889 году «Нежинская рябина» покорила парижскую Всемирную выставку.
- Особенно популярной маркой производства П.А. Смирнова стало «Столовое вино № 21», которое стоило всего 40 копеек. Вино продавалось по всему миру, в том числе, разливалось на коронации Николая II.
- Петр Смирнов создал великую водочную империю, будучи сам непьющим человеком. Он оставил после себя состояние почти в 9 миллионов рублей и около 300 оригинальных рецептов вино-водочной продукции.
5 thoughts on “Ты не поверишь: британка родом из Мышкина”