КУСКОВО
Музей-усадьба «Кусково» расположена на востоке Москвы в районе Вешняки и представляет собой архитектурно-парковый ансамбль, сформированный в 1750–1770 годах при графе Петре Борисовиче Шереметеве
В западной и восточной частях усадьбы были построены Голландский и Итальянский павильоны, которые дошли до наших дней в наибольшей сохранности. Самый ранний из увеселительных павильонов усадьбы Кусково — Голландский домик, выстроенный в 1749 году в память об эпохе Петра I.
Итальянский домик служил дворцом для «малых приемов» и одновременно местом хранения редких произведений искусства. В восточной части кусковского парка на берегу небольшого пруда располагается павильон Грот – барочное здание с каменной вазой на куполе и колоннами. Это единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную отделку с XVIII века.
Усадьба предназначалась для пышных приемов и представляла собой французский парк с мраморными скульптурами, сложной гидросистемой из прудов, каналов и мостов. В программу пышных приемов усадьбы включались церковные ритуалы, фольклорные представления, катания на лодках, морские парады, игры и карусели. Особо славился шереметевский театр крепостных актеров — один из лучших в Москве XVIII века. Своих актеров граф отправлял учиться в Москву и Петербург, причем обучали их не только актерскому мастерству, но и языкам, стихосложению.
Последним владельцем усадьбы до революции 1917 года был Сергей Дмитриевич Шереметев, который вместе с художниками С.Ю. Жуковским и В.Н. Мешковым занимался составлением описи музейных ценностей Кусково.
В 1919 году усадьба стала музеем, а с 1938 года после перевода в Кусково единственного в России музея керамики усадьба была переименована в Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково».
Сегодня коллекции музея, состоящие из основного собрания графов Шереметевых и последующих поступлений, насчитывают около 6 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры XVI–XIX веков. В усадьбе регулярно проходят музыкальные концерты, традиционный концертный сезон начинается в мае и заканчивается в сентябре.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
- Петр Шереметев лично руководил всеми строительными работами в усадьбе: разбивкой парка, постройкой и отделкой дворца и павильонов.
- Гостями Кусково в разное время были императрица Екатерина II (в 1774 году) и император Священной Римской империи Иосиф II
- В усадьбе сохранились редкие образцы художественной мебели и декоративно-прикладного искусства, книги из фамильной библиотеки Шереметевых
- Музей керамики создан в Кусково на основе национализированного в конце 1918 года лучшего в Москве собрания русского фарфора А. В. Морозова
- В память о своей любимой Прасковье Шереметевой-Жемчуговой Петр Шереметьев построил Странноприимный дом. В настоящее время это здание НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского
ЦАРИЦЫНО
Место, где расположен современный музей-заповедник «Царицыно» было известно ранее как «пустошь Черногрязная», приписанная к дворцовому уезду Коломенское. Первое упоминание о нынешнем Царицыне встречается в писцовой книге 1589 года, в XVII веке этой землей владели Стрешневы, затем Голицыны. В XVIII веке поместьем владели Кантемиры. В 1775 году императрица Екатерина II выкупила имение у князя Сергея Дмитриевича Кантемира и решила построить здесь свою подмосковную резиденцию.
Создание новой подмосковной увеселительной резиденции в готическом или мавританском вкусе было поручено архитектору В.И.Баженову.
Василий Баженов предложил проект, сочетающий в себе готику, классицизм, московское барокко и древнерусскую архитектуру, однако первые плоды его реализации не понравились императрице, и проект был отдан ученику Василия Баженова – Матвею Казакову. Достроить Царицыно так и не удалось, так как после смерти Екатерины II император Павел I повелел все строительные работы там прекратить. Хотя в дальнейшем Царицыно оставалось дворцовым имением, но резиденцией монарха или кого-либо из членов царской фамилии оно так и не стало. Постройки долгие годы разрушались, ходили слухи, что это результат проклятий обиженного на Екатерину Баженова.
Во второй половине XIX века вокруг руин возводится дачный посёлок. Здесь отдыхали изобретатель Дмитрий Езучевский, археолог Алексей Орешников, историк Иван Забелин.
На Покровской стороне, от которой сегодня сохранилась лишь структура улиц, сразу шесть участков занимала дача председателя I Государственной думы Сергея Муромцева. Его племянница впоследствии стала женой Ивана Бунина.
В 1927 году в Царицыне создается краеведческий музей. В 1984 году большинство исторических зданий передают Музею декоративно-прикладного искусства народов СССР.
Всего в Царицыне сохранилось больше половины баженовских зданий, отреставрированных по всем правилам реставрационного искусства еще в 1980–1990-х годах. А в 2007 году здесь официально открывается полностью отреставрированный дворцово-парковый ансамбль.
Сегодня Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно»— одно из самых больших музейно-выставочных учреждений Москвы и крупнейший музей-заповедник в городе.
В коллекции музейного комплекса центральное место занимают экспонаты декоративно-прикладного искусства: фарфор, стекло, керамика, художественный текстиль, гобелены, кожа, ювелирные изделия.
Представлено традиционное искусство и промыслы славянских народов, русское ювелирное искусство XVI–XX веков.
ПОСТОЯННЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ ЦАРИЦЫНО
- Царицыно Екатерины II
- Выставка «Археология Царицына»
- Екатерина II. Золотой век Российской империи
- Дворец во дворце (Выставка шедевров скульптуры из Останкинского дворца в стенах царицынского Оперного дома)
- Зачем ребенку медведь? (выставка керамической игрушки в Хлебном доме)
- Детский музей в «Царицыне»
- Дачное Царицыно
В мае в музее-заповеднике «Царицыно» открывается летний сезон. Включат светомузыкальный фонтан, на воду выпустят редких водоплавающих птиц, открывают танцевальную площадку, прокат лодок и катамаранов.
По территории современного музея-заповедника можно проехать на электромобиле, слушая увлекательный рассказ об истории строительства резиденции Екатерины II в Царицыне, посетить выставки и постоянные экспозиции, заказать пешую экскурсию или прогулку по воде. Также на территории музея-заповедника работают творческие лаборатории для детей и двухнедельные образовательные программы, организована работа творческих лабораторий и спецпроекты.
в Оранжерейном комплексе проводят образовательные экологические мастер-классы и экскурсии.
КОЛОМЕНСКОЕ
Коломенское – уникальная историческая территория и одно из самых древних мест проживания человека на территории современной Москвы. Здесь на территории 256,77 га сосредоточены памятники русской деревянной и каменной архитектуры XVI–XIX веков.
Археологические памятники, расположенные в его окрестностях, свидетельствуют о пребывании здесь людей каменного века (V–III тыс. до н.э.).
Письменное упоминание о Коломенском впервые появляется в духовной грамоте Ивана Калиты.
С XIV века в Коломенском находилась усадьба московского князя, а позднее – царская и императорская резиденция.
В годы правления великого князя Василия III в Коломенском был построен знаменитый храм Вознесения Господня.
ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
- Первое упоминание о церкви датируется 1532 годом
- По легенде храм был возведен в честь рождения наследника Василия III – будущего царя Ивана Грозного
- храм Вознесения —первый каменный шатровый храм на Руси, положивший начало храмовому стилю, просуществовавшему до реформы Патриарха Никона в середине XVII века
- В 1994 г. памятник включен в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО
Новый этап истории современного музея наступает в XVII веке, при царе Михаиле Федоровиче, а этап превращения государева двора в Коломенском в своеобразный подмосковный Кремль связан с деятельностью Алексея Михайловича.
КОЛОМЕНСКИЙ ДВОРЕЦ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА
Дворец царя Алексея Михайловича – современная реконструкция памятника русской деревянной архитектуры XVII века, образец особого стиля, суть которого в сочетании элементов архитектуры допетровской Руси и Западной Европы. Снаружи современный дворец полностью соответствует оригиналу.
Расположен дворец в южной части музея-заповедника, в основе реконструкции интерьеров лежат сохранившиеся исторические источники с описанием художественного убранства дворца.
Важнейшей частью Государева двора были сады. Здесь росли яблони, груши, кусты малины, смородины и крыжовника.
После смерти Алексея Михайловича значение Коломенского постепенно уменьшилось. Царь Петр Алексеевич сюда наведывался редко, последний раз он посетил его 14 мая 1724 года.
Сегодня в Коломенском можно увидеть «Голландский домик Петра I», копию дома, в котором Петр жил Заандаме, обучаясь кораблестроению на местной верфи.
ДОМИК ПЕТРА I
Экспозиция Домика создана специалистами музея-заповедника при участии Заанского музея.
В двух небольших комнатах восстановлены фрагменты интерьера – камин, облицованный дельфтской керамической плиткой, и спальное место царя Петра. Уникальным предметом является кованная оконная петля XVII века от подлинного Домика царя Петра в городе Заандаме. В экспозиции – портреты Петра I и его жены Екатерины I, произведения графики, икона Спаса Нерукотворного.
Вторая половина XIX в. – время окончательного угасания придворной жизни в Коломенском.
В 1913–1916 гг. начались первые реставрационные работы на памятниках Коломенского, а в 1923 г. усилиями архитектора-реставратора П.Д.Барановского здесь был организован музей.
Небольшой музей русской деревянной крепостной архитектуры под открытым небом создают образцы деревянного зодчества XVII века – Башня братского острога, Святые ворота Николо-Карельского манастыря, Моховая башня Сумского острога.
В последнее время в Коломенском активно формируется Этнографический комплекс. Появились действующая конюшня и кузница, усадьбы коломеснкого крестьянина и пасечника, водяная мельница.
С мая по выходным Коломенское предлагает своим гостям экскурсии, музейные занятия и мастер-классы, посвященные культуре, быту, будням и праздникам коломенских крестьян – «Этновыходные в Коломенском». Программа включает посещение музейных экспозиций в Усадьбе кузнеца и Усадьбе коломенского крестьянина, Водовозводной башне и выставочном зале «Атриум».
Интерактивность – включение посетителя в жизнь усадьбы, стремление погрузить его в историческое прошлое – одно из приоритетных направлений музейной работы.